House M.D. (спойлеры!)
Первая прочитанная книга в новом году — «Доктор Хаус. Официальный гид по сериалу» Яна Джекмана; с конца декабря пересмотрела все 8 сезонов — и накопила заметок на целый пост.
Что-то унесло в какой-то всратый рисёч как на 20-летие «Брата 2», когда вышел спецвыпуск Esquire, где все причастные обсуждали буквально основы истории искусств и пытались спорить с базовым академическим знанием из цитат самого Бодрова о своём герое. Я тогда ещё, кроме всех фильмов с Бодровым, пересмотрела первый сезон «Последнего героя», который вёл Бодров, а потом прочла книгу, которую через год написал Иван Любименко — студент, вышедший в финал с победившим в итоге таможенником. Кажется, из наследия Бодрова остался не читан только сценарий его фильма, на съёмках которого он погиб, и его дисер по архитектуре. Кажется, приведённых ссылок достаточно, чтобы сделать вывод, что Бодрова я не ассоциирую с самым известным его героем на экране, мне было интересно составить мнение. Теперь под объектив попал Хью Лори.
У меня есть убеждение, что каждый человек может написать хотя бы одну книгу, точнее, рассказать хотя бы одну историю — историю своей жизни.
Хью Лори — убеждённый атеист, как и его кореш Фрай, при этом Фрай — КРЁСТНЫЙ детей Лори, такие вот сложные отношения с богом.
Во вступлении к книге Лори пишет:
— и с одной стороны это банальные мысли, с другой — в на днях лет осознала, что шутка — это произведение искусства в категории «восторг, восхищение», т е Лори, как и (!) Бодров, описывая своего персонажа, транслирует просто базовое академическое знание по истории искусств. Шутка священна и для Лори: в 1999 он дал интервью, в котором говорил, что книги Вудхауса спасили ему жизнь. Лори и сам написал один хорошо принятый критиками роман — The Gun Seller, 1996.
House M.D. хоть и задумывался как сериал процесса, стал сериалом героя, получив название после выбора Лори на главную роль, и из главных героев только Лори снялся во всех эпизодах. А если брать его карьеру в юморе, то становится очевидно, что в Хаусе от Лори куда больше от самого Лори, чем от сценаристов.
В документалке House: Swan Song о сериале есть момент, когда Лори спрашивает автора идеи и создателя сериала Шора, почему сериал стал популярным, и Шор отвечает: «Из-за твоих [пронзительных] голубых глаз». (Документалку нашла только в каком-то ужасном качестве, но смотрибельно; вероятно, плохо искала).
Магия, конечно, когда так сходятся звёзды, что человек играет выкрученную в отдельных аспектах на максимум версию самого себя, как Кейдж в «Без лица».
Плюс Шор редактировал сценарии серий по принципу «художник не тогда достиг совершенства, когда нечего больше добавить, но когда нечего больше отнять».
В книге Джекмана раскрывается столько моментов, о которых во время сериала думала, мерещится мне или нет — например, как меняется причёска в разных сезонах, и что в последнем сезоне Лори перестают маскировать надвигающуюся лысину и прям специально её снимают. Я смотрела и думала, ну зачем же так грубо демонстрировать, как герой к последнему сезону сдал после тюрячки, но если исходить из того, как Шор сокращал всё, то этими кадрами парой секунд было передано больше, чем любым диалогом. Вот что говорит об этом Лори, описывая свой съёмочный день:
Ещё у Хауса великолепные пиджаки ручной работы — спасибо костюмерам топового сериала — можно видеть, как стелется рукав и видно, что это дорогой handmade.
Кроме одежды: со 2-го сезона Хауса/Лори яростно сексуализируют и показывают неглиже, и хотя он не выглядит накаченным в сериале, намётанный глаз увидит спортивное прошлое благодаря неуплощённому торсу — человек, занимающийся силовым спортом, становится как бы более цилиндрическим, я это и на себе прочувствовала за 5 лет кроссфита. Меня это заинтересовало и я пошла читать биографию:
Лори женился в конце 80-х уже после рождения первого ребёнка, и вскоре после бракосочетания родили ещё двоих, и до сих пор вместе:
«Я однажды изменил жене, что стало достоянием публики, но адюльтер, подвергнувшийся огласке, согласитесь, очень мещанский заменитель подлинного жизненного провала».
Возвращаясь к сериалу, вот важная цитата:
Лори и Шор в книге часто обращаются к идее случайности и тому, что получаешь то, что получаешь, а не то, что заслуживаешь. В сериале неоднократно звучит песня You can’t always get what you want — саундтрек сериала ОГРОМНЫЙ. Лори за 8 сезонов при этом ещё и струганул пару десятков оригинальных треков для сериала и наиграл ещё несколько чужих песен — он с детства играет на пианино и владеет ещё несколькими инструментами, записала два альбома — в 2011 и 2013 году (сериал, напомню, закончился в 2012). Альбом 2011, названный в честь очень романтической композиции Let them talk, завершается живым исполнением You don’t know my mind с повторяющейся строчкой When you see me laughing, I'm laughing just to keep from crying. Джесси Спенсер, играющий в сериале Чейза, владеет скрипкой и участвовал в благотворительных концертах Лори.
Насчёт арок с главными героями в книге говорится, что в целом отношениям Хауса с подчинёнными свойственен патернализм, но ничего о деталях и нюансах — и возможность поразмышлять над этим. Я не сценарист, но попробую описать свои ощущения от героев сериала.
Меня больше всего трогает арка Чейз-Хаус, она единственная тянется все 8 сезонов и не выглядит форсированной — тот случай, когда завершение этой арки очевидно задумали ещё в 3-4 сезоне, но берегли до конца, и к 8 сезону разрешение истории не выглядит неестественным, т е Чейз через какие-то крупные и мелкие ненавязчивые мазки успевает незаметно, но логично и полноценно вырасти. Когда не построил дом, не посадил дерево, но вырастил сына. При этом Хауса и Чейза один дублёр на двоих, а в последнем эпизоде на псевдо-похоронах Хауса за кадром звучит песня и на слове son показывают Чейза. В начале 8 сезона, когда Чейз возвращается в команду Хауса, тот нарочито обнимает его со словами «блудный сын вернулся!» — и это, кажется, единственный раз, кого Хаус так рвётся обнимать за весь сериал, Лори играет это очень трогательно, хотя в целом от 8 сезона у меня впечатления смешанные.
Интересны отношения Формана и 13 — это как Кадди (Форман) и Хаус (13). В финальном 8-м сезоне Форман занимает место Кадди. И, возвращаясь к смеху над смертью, интересна встреча 13 и Уилсона, который жалуется ей на Хауса: «Я хочу, чтоб он мне сказал something nice», — а 13 переспрашивает: «Например что?» Уилсон затихает, и тут даже в русском дубляже не заглушают оригинальный смех Оливии Уайлд, которая (!) взяла псевдоним в честь Оскара Уайлда. Современным Уайлдом часто называют Стивена Фрая.
Арка с Кадди для меня самая тяжёлая — то, что можно было бы назвать ультимативной жизой. Титул самого угашенного персонажа отдаю Кэмерон. Не хочется писать подробнее, потому что моё отношение крайне далеко здесь от объективного.
Арка с Уилсоном просто самая страшная, хотя и прикрыта в конце баяном «рак у онклога»; по возрасту героев в 8-м сезоне это как бы не столь отдалённое для меня будущее 50+, вот это «одинокий плод на генеалогическом древе».
Есть версия, что последние кадры — бред помирающего Уилсона, потому что «живой» Хаус ему является сидящим на серых ступеньках дома на чёрно-сером фоне (т е такой явный символизм, как при изображении других галюнов в сериале) со словами «я умер, Уилсон», и рядом нет трости.
Ютуб ещё предложил кусочек шоу:
— Клуни здесь выглядит фантастически неестественным со своей голливудской улыбкой и НЕУВЕРЕННЫМ В СЕБЕ — и даже немного отвратительным и тянущим внимание на себя, в то время как Лори молчит и внимательно слушает, вставляя мелкие ремарки с английским акцентом. Интересно ещё то, что в этом видео Лори наотрез отказывает произносить какие-либо медицинские термины, и мне его нежелание выглядеть идиотом (и в целом понимание идиотизма) очень импонирует:
— Лори играет с американским акцентом совершеннейшего не-американца, живущего в доме 221B.
Когда смотрела сериал в свои 21-22, остановилась на середине 6-го сезона, а теперь в почти 37 пересмотрела (и наконец досмотрела до конца) — и многое восприняла иначе. Думаю через полгода-год пересмотреть уже в оригинале — и не помереть от медицинской лексики.
Думаю совсем угореть и предварительно прочесть книгу Джозефа Белла «Руководство по хирургическим операциям», новаторство которой в том, что Белл настаивал на анализе пациентов — в смысле на определении образа жизни и профессии пациентов для лучшего их лечения. Соответственно, Конан Дойл был учеником Белла — и с него списывал Холмса, Шор списывал Хауса с Холмса (а Джеймс Уилсон = Джон Ватсон), и внутри сериала Уилсон дарит эту книгу Белла Хаусу.
«Шерлока Холмса» я уморилась перечитывать ещё в студенчестве, а вот из Оскара Уайлда не помню толком ничего; Вудхаус, как и соответствующий сериал, вообще прошёл мимо меня. На очереди ещё скетчи Фрая и Лори, вот любимый:
И, кажется, нужно освежить основы трагедии.
В пользу версии, что финальные кадры сериала — бред помирающего Уилсона, говорит то, что за весь сериал он ни разу не садился на мотоцикл (и вряд ли научился уверенно управлять за оставшиеся ему полгода), а тут они внезапно вдвоём с Хаусом отваливают в закат, и небритый Уилсон там становится прям крутым, каким он в одной из серий 8-го сезона очень пытался быть, но не смог.
Забыла ещё вставить то, как Лори цитирует моё любимое стихотворение Киплинга, которое у меня было в школьной программе в 9-м классе и которое я до сих пор помню наизусть и в оригинале, и на русском в переводе Маршака (что особенно круто, переводчик выбрал именно правильный перевод Маршака, а не чей-либо ещё):